Т.Кун. Структура научных революций

Т.Кун. Структура научных революций
кратко
Американский философ и историк науки Томас Кун в 1922 г Родился в Цинциннати. Получил образование в Гарварде и работал некоторое время в радиоисследовательской лаборатории. Но его привлекала научная работа, в 1961 г. он стал профессором истории науки в университете Беркли, а с 1964 г. - в Принстоне.

Является представителем постпозитивизма. Огромную известность ему принесла книга "Структура научных революций". В этой книге Т. Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению история науки - это конкурентная борьба науч-ных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, привер-женные различным понятиям, законам,теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки. Господство парадигмы - это период "нормальной науки", который всегда заканчивается "взрывом парадигмы изнутри". "Расшатывание" парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми. Именно с это-го начинается кризис науки. Решение этого противоречия возможно, по Куну, лишь посредством революции в науке, которая сопровождается сменой парадигм. Критерии истинности научного знания объявляются исторически относительными. Некоторые исследователи философии Т. Куна трактуют его концепцию смены парадигм как отрицающую идею преемственности в развитии науки. Однако Кун не так однозначен. Он много внимания уделяет проблеме прогресса научного знания, критерием которого считает "количество решенных проблем". Книга Т. Куна "Структура научных революций" явилась стимулом к исследованию многих социологических, психологических, гносеологических и методологических проблем.
Кун различает два периода в развитии науки - "нормальную" науку и "революционную". "Нормальный" период науки про-текает в спокойном русле, в виде своеобразной иерархии, посредством накопления определенных знаний, решения проблем, на-уч-ных "головоломок". В этот период любая научная теория функционирует как парадигма, т.е. как совокупность определенных научных установок, которых придерживается конкретное научное сообщество.
Затем в развитии "нормальной" науки наступает такой момент, когда существующая парадигма не выдерживает "натиска" аномалий, т.е. проблем, которые не решаются в рамках существующей парадигмы, и возникает кризис, революционный период в развитии науки, происходит смена парадигмы. Революция в науке приводит в результате конкурентной борьбы к победе одной из вновь возникших парадигм, что свидетельствует о наступлении нового "нормального" периода в развитии науки. До Куна философы и историки рассматривали развитие науки с известной долей идеализации. Было обще признано, что наука представ-ляет собой систематическое развитие рациональной мысли, последовательное накопление положительных знаний. Однако Кун показал, что она является менее рациональной деятельностью, чем предполагалось ранее. Анализ Куна вводит новый подход к пониманию того, на чем основывается доказательность и верность принятой парадигмы. В докуновский период считалось, что это доверие опирается на базе эмпирических оснований и логической аргументации. Одна Кун показал, что ведущие парадигмы, которых придерживались науке, первоначально не были обоснованы ни на эмпирическом, а на дедуктивном уровне. Принятие их скорее представляло собой воображаемый прыжок, который ученые не могли полностыо объяснить. Кун вводит понятие "не-соизмеримости" старых и новых научных точек зрения. По его мнению, не существует абсолютных критериев рациональности при определении научного знания, как это утверждали неопозитивисты. Между парадигмами нет общих основ, и поэтому между различными научными сообществами ведется конкурентная борьба. Каждая вновь устанавливаемая парадигма вводит свои кри-терии рациональности, свои стандарты отличия науки от ненауки, так как не существует фактов, которые не зависят от их истол-кования определенной парадигмой. Таким образом, нейтрального языка наблюдений, о котором говорили нео-позитивисты, нет. Работа Куна имела большое значение для исторического понимания науки, деятельности ученых и социологического анали-за науки о науке. Однако концепция Куна не является абсолютно истинной во всех случаях развития науки.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Т.Кун. Структура научных революций" в других словарях:

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ’СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ’ (‘The Structure of Scientific Revolutions’, 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. ‘С.Н.Р.’ впервые была опубликована Чикагским университетом (США),… …   История Философии: Энциклопедия

  • Структура научных революций —         «СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» («The Structure of Scientific Revolutions») книга амер. историка науки Т. Куна, вышедшая в 1962 г. и сразу ставшая предметом оживленных дискуссий между философами, историками, социологами науки. Идеи,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — книга амер. философа и историка науки Т. Куна, опубликованная в 1962 и оказавшая глубокое влияние на философию науки втор. пол. 20 в. До кон. 1950 х гг. в философии науки господствовало представление о науке и ее развитии, выработанное логическим …   Философская энциклопедия

  • Структура научных революций — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ( The Structure of Scientific Revolutions , 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. С.Н.Р. впервые была опубликована Чикагским университетом (США), там же в 1970 вышло ее второе,… …   История Философии: Энциклопедия

  • КУН — (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922 1995) амер. историк науки и философ, один из лидеров исторического направления в философии науки. Первая его книга посвящена коперниканской революции. Наибольшую известность К. принесла кн. «Структура научных революций»… …   Философская энциклопедия

  • КУН —         (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922 1996) амер. историк и философ, один из лидеров историко эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию истор. динамики научного знания, к рая легла в основу теории научной рациональности,… …   Энциклопедия культурологии

  • Кун Томас — Структура научных революций Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная»     Вместе с Лакатосом, Фейерабендом и Лауцаном Томас Кун входит в плеяду известных эпистемологов постпопперианцев, разрабатывавших концепцию истории науки. В известной… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • КУН — (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922 1996) американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально логических структур научных теорий, К.… …   Новейший философский словарь

  • Кун Томас — (р. 1922), американский философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм  исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определённого исторического периода …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»